Прогуливаясь по великолепной террасе, которую мы обязательно посетим с вами в туре в Германию, вдоль ряда восхитительных зданий, рассматривая колесные пароходы, пришвартованные у набережной и наслаждаясь всеобщей атмосферой возвышенности, пышности и гармонии, переданных нам архитектурой дрезденского барокко, мы не задумываемся об ее истории. Мы просто впитываем, вдыхаем ее красоту.
Терраса Брюля, длина которой составляет чуть более полкилометра, была названа Гёте "балконом Европы". Это прозвище по достоинству утвердилось за ней на долгие годы. А вид, знакомый многим по картине Каналетто, на которой панорама Дрездена встает перед нами во всей красе с террасой Брюля выступающей прекрасным балконом, украсила бы любую европейскую столицу. Но так было не всегда.
Под пышностью барокко, под террасой Брюля скрывается целый подземный город, пришедший к нам из эпохи Ренессанса. Это крепость Дрездена (Festung Dresden), оборонявшая столицу Саксонии и делавшей ее практически неприступной на заре шестнадцатого века во времена правления курфюрста Морица.
Время спрятало ее под землю. В девятнадцатом веке основная часть крепости была снесена. И сейчас можно видеть только ту часть бастиона, которые уцелели благодаря строительству террасы Брюля в северо-восточной части крепости. Спустившись вниз, мы увидим последние из сохранившихся ворот дворца-резиденции, старый каменный мост через Эльбу, караульные помещения, башни и казематы. В одном из них в 1708 году сделал свое великое открытие изготовления фарфора алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер.
Имперский граф Генрих фон Брюль, втершись в доверие к Августу Сильному и ставший в 1720 году его пажом, а потом и камергером, сопровождал государя практически во всех его поездках. Завоевав расположение короля, Брюль обрел и важные государственные посты. Смерть Августа Сильного в 1733 году и неприязнь к нему наследника престола Августа Третьего доставили Генриху фон Брюлю много волнительных моментов. Ведь он мог лишиться всех должностей и богатства. Только благодаря хорошим отношениям с другом курфюрста графом Сулковским, Брюль сохраняет за собой все посты. Тщеславие и жадность, расточительность и обман. Вот основные характеристики премьер-министра Саксонии. Долги, недееспособная армия, семилетняя война, в ходе которой Пруссия практически захватила Саксонию. В конце концов, бегство Августа Третьего Слабого и графа фон Брюля в Польшу, и смерть обоих в 1763 году после возвращения в Саксонию, когда был подписан Губертсбургский мир.
Но именно Брюль начал строительство подаренной ему августом Третьим террасы в северо-восточной части крепости. Возведение зданий было поручено архитектору Иоганну Кристофу Кнеффелю. Так в середине 18 века появляется прекрасный уголок с многочисленными зданиями и уютным парком: галерея Брюля, дворец Брюля, сад Брунетти, Бельведер, библиотека Брюля. А крепость теряет свое военное значение.
Правда, доступ на террасу был доступен только избранным. Лишь в 1814 году, после Битвы народов под Лейпцигом 1813 года, когда пала армия Наполеона, а вместе с ней и Саксония, воевавшая в союзе с Францией, русский граф Николай Репнин-Волконский, бывший в то время правителем Саксонии, открыл террасу для всех жителей города. Ее украсила широкая лестница, выходящая к Резиденции. А чуть позже, в 1820 году, были построены набережная и дополнительные проходы на террасу.
Бурная перестройка брюлевской променады началась на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. Здания, построенные при Брюле, были реконструированы. Широкая лестница Брюля спускающаяся к Резиденции и насчитывающая 41 ступень была украшена четырьмя скульптурными композициями, символизирующими четыре времени суток. Таким и предстает сейчас перед нами "балкон Европы" со зданиями Академии искусств и Выставочным залом, Секундогенитуром и Ландтагом, Альбертинумом и садом Брюля с фонтанами и памятниками Готфриду Земперу – создателю здания оперы Земпера и Павильона на валу в Цвингере, Каспару Давиду Фридриху – художнику немецкого романтизма и бронзовым бюстом скульптора Эрнста Ричела.
Неспешно прогуливаясь по террасе, вы натолкнетесь на бронзовый земной шар, пробитый осколком с одной стороны как символ страданий человечества от войн. От шара по мостовой отходят семь бронзовых лучей, заканчивающиеся дисками с названиями 7 планет. Композиция называется "Бастион семи планет". На террасе Брюля она появилась в 1990 году, но посвящена семи крепостным бастионам, которые построил Август Сильный в 1721 году, чтобы оборонять Дрезден. Известный своей оригинальностью, знаменитый саксонский курфюрст назвал бастионы именами планет: Солнце, Луна, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн и Меркурий. И не удивляйтесь, ведь в те времена Солнце и Луна считались планетами. И мировоззрение людей было совсем другим. Об этом и еще о многих удивительных фактах мы расскажем вам в увлекательных турах в Германию.