Церковь святой Марии в Берлине. Пляска смерти.

Очутившись в Берлине, рядом с телебашней и увидев посреди современных зданий (не будем оценивать здесь их архитектурную ценность и красоту) устремлённую вверх своим неоготическим шпилем Мариенкирхе, вы сразу же зададите вопрос. А что здесь делает это средневековое здание из красного кирпича? Разве в новых районах Берлина строят здания под старину? Наши организованные туры в Германию помогут найти ответы.

К сожалению, все обстоит обратно сказанному. Эта церковь, Красная ратуша, стоящая совсем рядом и фонтан «Нептун» – только они напоминают о сохранившейся после бомбардировок, исторической архитектуре этой части довоенного Берлина.

Мариенкирхе – церковь Святой Марии – одно из старейших зданий города, относящееся к тринадцатому веку. Оно было построено богатыми горожанами, тогда еще небольшого поселения – Берлин, неподалеку от другого торгового поселения Кёлльн, в центре которого возвышалась еще одна старейшая церковь – Николаикирхе - церковь Святого Николая в Берлине, посвященная Николаю Чудотворцу. Два торговых поселения – Берлин и Кёлльн решили объединиться. И именно отсюда начинается Берлин, когда в конце 13 века эти поселения объединились, основав единую городскую управу. 1307 год считается годом начала отсчета истории Берлина.

Город рос и расширялся. В историческом центре, объединившего два торговых поселения, было построено еще четыре церкви, а население достигло к началу четырнадцатого века 8000 человек, что в те времена соответствовало довольно крупному городу.

После бомбардировок города удалось восстановить лишь две исторических церкви, которые мы с вами и можем видеть сейчас – Мариенкирхе и Николаикирхе.

Судьба пощадила Мариенкирхе. Она незначительно пострадала и к 1970 году была полностью восстановлена. С 1938 года она стала городским «музыкальным храмом», в ней проводились службы непрерывно, даже во время войны и в послевоенные годы, когда она очутилась на территории восточного Берлина – столице тогдашней коммунистической ГДР. До сих пор Мариенкирхе – единственная сохранившаяся, действующая средневековая церковь.

Известно, что в средние века церкви часто страдали из-за пожаров. Кстати, этому часто способствовали деревянные крыши этих впечатляющих сооружений. Так случилось и в конце 14 века. Стены и крыша церкви сильно пострадали, что потребовало основательной перестройки. К 15 веку появляется башня, а к 18 веку достроен купол в стиле барокко с неоготическими элементами. Реставрировали церковь и в конце 19 столетия.

Мариенкирхе. Пляски смерти.

Мариенкирхе. Пляски смерти.

В основании Мариенкирхе были заложены булыжники, камни и гранит. А стены возведены из красного кирпича - в стиле кирпичной готики. Конечно же, строительство из кирпича было вызвано материальными трудностями. В данном случае отсутствием, особенно в Бранденбургской марке, удаленной от Балтийского моря, своего строительного материала – камня. Поэтому средневековые сооружения, построенные в этой местности из кирпича, относят к бранденбургской готике. А вот что такое бранденбургская готика, можно узнать, присоединившись к нашим турам в Европу.

Внутреннее убранство церкви включает множество барельефов, украшений, картин и фресок на стенах. Кафедра для проповедей украшена гипсовым барельефом 15 века – Иоанн Креститель в окружении фигур, изображающих человеческие добродетели. Купель, украшенная ликами Богоматери, Христа и двенадцати апостолов, покоящихся на изваяниях драконов. Барочный алтарь 18 века, орган, изготовленный Иоганном Вагнером и имеющим историческую ценность.

В Мариенкирхе стоит побывать и ради уникальной фрески, сохранившейся на стенах башенного зала. Фреска «Пляски смерти» (Berliner Totentanz) датируется приблизительно 1484 годом. Всего в Европе насчитывается чуть больше 80 таких фресок, изображающих ряд фигур от духовенства и императоров до простых людей, чередующихся символами смерти – танцующими скелетами. Ученые до сих пор спорят об истоках и мотивах происхождения таких фресок. Либо их возникновение вызвано последствиями «чёрной смерти» - чумы, бушевавшей в Европе с 1346 по 1358 годы, либо эти фрески являются проявлением зарождающегося протеста против католической церкви. В любом случае, «Пляски смерти» – колоссальное явление в мировой истории и в изменении мировоззрения средневекового человека.