Лейпциг – город Баха и Мендельсона

Что-то магическое есть в том, что Лейпциг стал приютом и местом плодотворной работы двух великих композиторов Баха и Мендельсона. Баху этот торговый богатый город, в котором по наши дни проводятся крупнейшие в мире ярмарки, стоящий на пересечении двух знаменитых дорог – Виа Регия и Виа Империи (Via Imperii)– дал стабильность, простор для творчества и экспериментирования.

Бах смело смешивал традицию церковной музыки с достижениями ведущих музыкальных школ. Здесь он объединил достижения музыкальной культуры, стал проводником между барокко и классицизмом. Переплетение множества жанров, единство инструментального и вокального, непревзойденность мастерства полифонии. Все это делало музыку Баха очень сложной и доставляло ему немало проблем в спорах с городскими властями, ведь в Лейпциге он руководил всей музыкальной жизнью города.

После долгих переездов, постоянного совершенствования и учебы, споров и ссор с меценатами и городскими советами о том, как надо правильно писать и исполнять музыку. После многих должностей от органиста и учителя музыки до концертмейстера, в 1723г. в тридцать восемь лет, Бах приезжает в Лейпциг, где живет и работает вплоть до 1750 г. В Лейпциге он выиграл конкурс на должность кантора и руководителя певческой школы церкви Св. Фомы. Он также должен был сочинять музыку для церковных служб и городских торжеств и два раза в неделю давать концерты в церкви Святого Николая Лейпцига – старейшей в городе. В нашем туре в Германию мы обязательно посетим эти церкви.

Неиссякаемый талант, постоянный творческий поиск, тысячи звуков, звучавших в голове композитора, не могли уместиться в рамках полученной должности. И Бах стал руководить светским ансамблем под названием «Коллегия музыкантов». Коллегия включала в себя студентов и профессиональных музыкантов. Кофейня Циммермана приглашала по пятницам зимой и по средам летом на двухчасовые концерты ансамбля. Это было революционное нововведение. Ведь раньше не давались концерты для обычной публики. К сожалению, кофейня Циммермана, которая располагалась рядом с Рыночной площадью в самом центре города, была разрушена бомбардировками во время Второй мировой войны.

Великий гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах, обладавший титанической работоспособностью, говорил: «Мне пришлось усердно заниматься; кто будет так же усерден, достигнет того же». Но совсем ли верно его утверждение? Можно ли гениальности и таланта добиться трудом, не великий ли это дар с небес?

Бах в переводе с немецкого языка - это ручей. Непростая творческая жизнь, жизнь в музыке, жизнь ради музыки превратила его в мощную реку. «Не ручей, а море его должны называть за его безграничное, неисчерпаемое богатство звуковых комбинаций и гармоний» говорил о Бахе Бетховен.

Несмотря на могучесть таланта и силу музыки великого композитора, современниками принят Бах не был и после смерти в 1750 году его произведения практически не исполнялись. Его имя могло исчезнуть и вовсе, если бы более чем через сто лет в 1836 году в Лейпциге не появился Феликс Мендельсон, назначенный главным дирижером Гевандхауза. Он был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке и основателем художественного направления «Лейпцигская школа». Его называли Моцартом 19 столетия.

Мендельсон дает органные концерты в церкви Св. Фомы. Через 100 лет, в церкви, где работал Бах, вновь звучат произведения композитора. Начав движение за поднятие уровня исполнительского мастерства и пополнение репертуара классическими произведениями Гайдна, Моцарта, Генделя, Мендельсон уже в 1829 году дирижирует оркестром, исполняющим «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Это стало переломным событием музыкальной жизни Германии и началом возрождения творчества Баха. В 1843 году по инициативе Мендельсона в Лейпциге открывается первая в Германии консерватория.

Два великих композитора, музыканта, учителя, просветителя, жившие в разные эпохи, но объединенные любовью к музыке и гармонии, гениальные профессионалы встретились в Лейпциге, где и закончили свой жизненный путь. Наше путешествие в Германию обязательно прикоснётся к жизни этих людей.

Глубоко символично, что Бах, повернувший историю музыки вспять, давший ей новую кровь, композитор Мендельсон, возродивший наследие Баха, встретились в Лейпциге, в городе, в котором вся человеческая история прошла важнейший этап своего развития. Битва народов – крупнейшее сражение 19 века, в котором Наполеон потерпел поражение от союзных войск, происходила в октябре 1813 году и ознаменовала собой завершение компании Наполеона и начало новых времен.